Все мы знаем, что поиск работы – это тоже работа. Одним из важных этапов поиска работы является собеседование. Именно во время него у Вас есть хорошая возможность качественно «продать» свой опыт работы консультанту\HR менеджеру, продемонстрировать свои профессиональные знания и коммуникационные навыки, обсудить свою мотивацию и карьерные амбиции. Есть ряд правил, которых следует придерживаться, чтобы успешно пройти собеседование.

Правило 1. Информация о компании

Узнайте заранее всю доступную информацию о компании, в которую вы идете на встречу. Прежде всего, важно понять, что это за компания, чем она занимается, ее историю в мире и России, ее миссию и ценности, ее цели, достижения и планы на будущее. Все это легко найти в интернете, на сайте самой компании, в различных деловых изданиях, в конце концов, в Википедии. Постарайтесь также узнать больше информации о своем потенциальном руководителе. Это легко сделать с помощью Google либо LinkedIn. Это поможет Вам лучше понять и построить правильную коммуникацию. Ведь есть только один шанс произвести первое впечатление.

Правило 2. Ваш внешний вид

На собеседовании Вы должны выглядеть так, как выглядят сотрудники этой компании. Если это, например, банк или юридическая компания, то Вы должны быть в строгой рубашке и костюме, для дам приемлемо деловое платье, но костюм с блузкой рубашечного кроя будет также к месту. Если это креативное агентство или компания с креативным стилем работы и управления, то можно надеть что-то соответствующее. В случае внешнего вида всегда действует правило - лучше выглядеть чуть строже, чем сотрудники, а не свободнее. По крайней мере, на первой встрече. Если вы любите использовать аксессуары и украшения, то они должны быть неброскими, подходящими под одежду. Всё в целом должно выглядеть гармонично, стильно. При использовании ароматов – лучше подбирать нейтральные (туалетная вода, дезодоранты). Женщинам не стоит пренебрегать умеренным макияжем, в то же время дурной тон – идти на встречу накрашенной чересчур ярко. Не стоит забывать про маникюр - он также Вас презентует.

Правило 3. Самопрезентация

Важно построить беседу, исходя из пожеланий собеседника, но при этом акцентировать внимание на Ваших сильных сторонах биографии. Расскажите кратко, буквально в паре предложений, свой карьерный путь до настоящего (последнего) места работы, и о нём уже рассказывайте подробнее. Презентуйте себя в логике задач, целей, результатов и достижений, а не в логике процесса. Также важно рассказывать о себе от первого лица – Я, а не МЫ. Постарайтесь держать под контролем направление беседы, не рассказывать про личные драмы и не изливать душу рекрутеру. Заранее продумайте не только свою речь, но и ответы на возможные вопросы. Во время собеседования следите за жестикуляцией, мимикой, позой и старайтесь не употреблять слова-паразиты.

Правило 4. Вежливость

Будьте вежливы и учтивы. Не позволяйте себе показывать возмущение, негодование чем-либо, повышать голос вне зависимости от сложившейся ситуации (долгое ожидание собеседования, опоздание самого интервьюера, не заказан пропуск, неприятные вам вопросы и т.д.)

Чаще собеседование проходит в дружественном формате, но встречаются и исключения: рекрутеры могут задавать неприятные вопросы. Даже в таком случае следует сохранять благожелательность по отношению к интервьюеру, продолжать общаться спокойно, уверенно, уметь этично отказывать в ответах на некорректные вопросы. Ваше раздражение скорее покажет вашу неуверенность в себе и неспособность держать удар, чем Вашу силу и готовность к жёстким переговорам.

Правило 5. Ваши ожидания по заработной плате

Разумной прибавкой по заработной плате считается увеличение на 20% по отношению к текущей заработной плате. Очень важно не обманывать, не пытаться назвать сумму в разы превышающую реальность, все равно обман вскроется, и Вы будете выглядеть не самым лучшим образом. Хотя прибавлять себе цену можно, в разумных пределах. Прибавку в заработной плате необходимо также обосновать – почему именно такой финансовой компенсации Вы достойны. В качестве аргументов нужно называть Ваши достижения на предыдущем месте работы, и чем Вы можете быть полезны компании, а не ипотеку, троих детей и больную бабушку.

Правило 6. Правильные вопросы

В конце собеседования рекрутер обычно спрашивает, есть ли у вас какие-нибудь вопросы. И вопросов не может не быть - их необходимо продумать ещё до собеседования. Отсутствие вопросов считается отсутствием заинтересованности и просто дурным тоном. В ходе собеседования вопросы могут только добавиться. При этом есть вопросы-табу. Например, никогда нельзя спрашивать – а сколько мне будут платить? Ответом обычно является –нисколько.